Тирсо де Молина (Tirso de Molina) [псевд.; наст, имя и фам. Габриель Тельес (Tfllezfi (1571 или ок. 1583, Мадрид,-12.3.1648, Сория), испанский драматург. Учился в ун-те Алькала-де-Энарес. Занимал высокие посты в монашеском ордене мерсенариев, с 1632 - его историограф. Первая опубл. книга - "Толедские виллы" (1621)-по жанру близка к пасторальному роману и включает наряду с обрамляющим действием несколько новелл и три пьесы (в т. ч. "Стыдливый во дворце", написана в 1605-06). Своеобразной "благочестивой" антитезой ей является сб. "Услаждать, принося пользу" (1635). В 1627-1636 Т. де М. выпустил 5 сб-ков пьес; в предисл. к 3-му указывалось, что им написано 400 пьес (сохранилось ок. 90). Принадлежность ему ряда пьес остаётся недоказанной. Тирсо де Молина. Т. де М. писал пьесы на историч. ("Счастливый жребий дона Альваро и несчастная судьба Руй Лопеса д'Авалоса", 1615-21, изд. 1635; "Мудрость женщины", 1630-33, изд. 1634, и др.), библейские ("Месть Фамари", "Что больше, то и меньше", 1614, изд. 1627, и др.) и агиографич. (трилогия о св.Хуане) сюжеты, религиознофилос. драмы [наиболее известная -"Осуждённый за недостаток веры", 1614-15(?), изд. 1634], ауто, а также комедии, в к-рых характерная для комедий "плаща и шпаги" интрига (классич. образец-"Дон Хиль зелёные штаны", 1615, изд. 1635) сочетается с глубоким психологизмом (напр., "Ревнивая к себе самой"). Т. де М. развивал принципы ренессансной драмы Л. Ф. де Вега Карпьо. Вместе с тем в его творчестве, принадлежащем уже эпохе барокко, отразилось крушение гуманистич. веры в человеческую природу, разочарование в любви как возвышенном и облагораживающем душу человека чувстве и чести, понимаемой как безусловное подчинение голосу обществ, мнения. В пьесах Т. де М. воплотилось представление о недостоверности, театральности и обманчивости всего сущего. Наблюдая всеобщий социальный разлад и упадок нравов в Испании, в целях утверждения нравств. сознания Т. де М., как и мн. его современники, обращался к религии. Наиболее известная его драма - "Севильский озорник, или Каменный гость" [1619-20(?), изд. 1630], в основе которой - нар. предание о молодом повесе, оскорбившем мертвеца и жестоко поплатившемся за святотатство. Герой пьесы дон Хуан Тенорио открывает галерею образов Дон Жуана в мировой лит-ре. В интерпретации Т. де М. он -скептик, наделённый разрушительным умом, отрицающий всякую мораль и движимый исключительно эгоистич. побуждениями. В России Т. де М. стал популярным с кон. 19 в. С о ч.: Obras dramaticas completes, t. 1 - 3, Madrid, 1946-58; Obras, Madrid, [1970] (Biblioteca de autores espanoles, v. 236); в рус. пер.- Комедии, [вступ. ст. В. Силюнаса], т. 1-2, [М., 1969]; Толедские виллы,[предисл. H. Томашевского, М., 1972]. Лит.: Кржевский Б. А., Статьи о зарубежной литературе, М.- Л., 1960; N о иg и ё A., L'oevre en prose de Tirso de Molina, Toulouse, [1962]; Maurel S., L'univers dramatique de Tirso de Molina. These, [P.], 1971. С. И. Ерёмина.
|